портрет

портрет (часть 1)
вот я наконец решил затронуть такую сложнейшую тему фотографии как портрет. в чем ее сложность? В ЛЮДЯХ! чтоб портрет хорошо получился, одного лишь: - «скажите СЫР», недостаточно.
для того, чтоб портрет получился, необходимо учесть несколько параметров, а именно – это хорошая подготовка к съемке, подбор «правильного» места съемки, нужные ракурсы, конечно же свет, подбор момента, да и в целом, фотограф должен выступить в роли психолога, т.к. он работает с живым человеком.
как видите, вопросов много. теперь их надо решить, чем мы и займемся.
начнем с подготовки. хорошая подготовка – залог успеха. только при съемке портрета вам надо подготовить еще и модель, я б даже сказал, что это самое главное. модель (человек, которого вы снимаете) – центр вашего съемочного мира. все, что ее окружает, должно создавать уют и спокойствие. постарайтесь создать максимально комфортные для модели условия. это необходимо для того, чтоб модель чувствовала себя удобно, уверенно, естественно и непринужденно. в этом ей помогут мочь ваша уверенность в своих действиях вместе с мягкостью, деликатностью, пониманием и поддержкой. ведь человек старается и ему надо видеть, что все получается, что вы контролируете ситуацию. чтоб не утомить модель и себя надо делать перерывы. да и вообще, чтоб расположить к себе модель не следует при встрече сразу начинать снимать. надо дать человеку привыкнуть к вам, к камере («эффект сотого снимка» – на пленочных фотоаппаратах делали большое количество холостых снимков без пленки, а когда модель привыкала к обстановке, то только тогда заряжали камеру пленкой ). для того, чтоб портрет был удачным, все должно быть естественно. не заставляйте человека выдавить из себя улыбку. задумчивый портрет – тоже красиво. если же вы хотите, чтоб модель улыбнулась, то лучше расскажите веселый анекдот. этим вы не только получите улыбку, а заодно и более неформальную обстановку. иногда лучше проводить фотосессию не в студии. для не профессиональных моделей студия (как и любая чужая, незнакомая территория) может вызвать скованность.

где бы вы не снимали, не забывайте о фоне. вы должны выделит объект съемки, а не фон, поэтому подбирайте фон контрастным к одежде, волосам, цвету кожи модели. также старайтесь избегать ярких фонов пусть этот цвет будет контрастировать с моделью, но его яркость будет забирать на себя много внимания. . да и в большинстве случаев, фон стараются брать однородным.
фон должен быть не в фокусе. для этого пользуйтесь максимально открытыми диафрагмами. так же не приближайте объект к фону. размещайте объект на таком расстоянии, чтоб он превышал глубину резко изображаемого пространства. обычно это 1-2 метра.
для того что бы не было никаких искажений, рекомендовано использовать, так называемые, объективы-портретники – объективы с фокусным расстоянием около 80мм. на мое мнение, наилучшим будет объектив с переменным фокусным расстоянием, например 50-120мм. такой зум-объектив дает возможность приближать и отдалять модель при этом не бегая по комнате. особенно это актуально в том случае, когда у вас проблемы с пространством. также у вас будет возможность приблизить модель, а не подходить, ведь если снимать с близкого расстояния появляется вероятность получить искаженные детали. например, нос у модели может выглядеть больше, чем он есть на самом деле. при этом следует помнить, что у «фикс» объективов качество картинки лучше чем у «зуммов»…
съемка портрета в основном происходит «с рук». единственное исключение, которое я видел – фото на документы (и то, не во всех салонах). это делается для того, чтоб иметь свободу выбора ракурса съемки. нельзя снимать с одного места – это скучно! надо постоянно двигаться вокруг модели, менять ракурс, высоту, расстояние и т.д. в целом, положение фотокамеры принимают таким образом, чтоб объектив нацеливался на центр снимаемого объекта. например, если человек стоит и вы снимаете головной портрет – камера должна быть на уровне глаз, поясной портрет – камера на уровне груди. но это не догма! выбирайте ракурс наиболее подходящий для конкретного снимка.
на что лучше фокусировать камеру? на том, на что вы делаете акцент! обычно фокусируют на глаза модели, а если модель «отвернулась», то на ближайшее ухо. если же вы фотографируете руки труженика, какую-нибудь татуировку или украшения, то соответственно фокусировка на их, ведь они – смысловой центр кадра.

теперь об освещении. специальное освещение я не люблю. и дело не в дороговизне оборудования, а в неестественности результата. Солнце – лучший осветитель!!! но это только субъективное мнение.
для портрета освещения должно быть много, особенно если вы снимаете в «высоком ключе» (преобладание светлых оттенков). для «низкого ключа» характерны темные оттенки и меньшее количество света, но при этом весьма желательна его направленность. вообще свет и цвет передают настроение и объем. так темные оттенки визуально увеличивают пространство на фотографии, в то время как светлые его уменьшают. что касается настроения и эмоций, то здесь светлые тона передают радость, темные – грусть. белый цвет олицетворяет чистоту, счастье; желтый, красный, оранжевый – радость, веселье, возбуждение; черный – грусть, печаль; синий, зеленый – спокойствие, сдержанность; голубой – умиротворенность. исходя из настроения снимка (модели) подбирайте соответствующие оттенки фона, одежды, используйте фильтры.
что касается освещения вспышкой, то я об этом уже писал, а в двух словах: не «стреляйте» в лоб. свет надо рассеивать, иначе тени будут слишком резкими и густыми. единственно, это не касается тех случаев, когда это специально задумано. это касается не только вспышки, но и любого источника света. если есть финансовая возможность – закупите различные лампы, отражатели, софтбоксы и другие световые примочки, которые дадут вам возможность создавать модные студийные световые эффекты. как лучше разместить источники света – решать вам. в большом количестве литературы можно найти кучу схем того, как «правильно» расположить лампу, куда поставить отражатель, где закрепить дополнительный источник света. как по мне, то это полная ерунда! может кому-то нравятся чьи-то шаблоны, но это чужие шаблоны, которые используются в чужих ситуациях. вы сами создаете рисунок света и тени, и никто кроме вас не знает, как лучше расположить модель, свет, фон. единственное, что следует помнить, так это то, что сильно рассеянный свет создает мягкое освещение в котором хорошо прорисовываются детали объекта съемки. но он не создает рельефа и динамики, и больше всего подходит для документирования. фронтальный свет хорошо освещает передний план, но он создает плоскость и статичность. боковой свет - выделяет рельеф, контровый свет – силуэт. узко направленным пучком света вы выделите и вырисуете конкретный фрагмент, сконцентрируете на нем внимание.
исходя из этого вы сами будете подбирать варианты какое освещение использовать, где его размещать. это все зависит от вашей идеи сюжета.
со съемкой на улице все упрощается: там один источник света с которым вы практически ничего не сможете сделать. здесь вам самим придется повертеться и повертеть модель, ведь эту «лампочку» вы не перенаправите и не прикрутите. таким образом вам надо подстраиваться под условия освещения, которые зависят от погоды и времени суток (об этом я тоже уже писал).
снимая модель, не забудьте, что части тела находящиеся ближе к камере и визуально кажутся больше. это может испортить снимок, но может его и улучшить. так, снимая портрет, снизу может получиться, что подбородок будет казаться слишком большим, а это не очень хорошо. а вот если вы захотите визуально удлинить ноги вашей модели, то лучше ее снимать сидящей с вытянувшей ноги в сторону камеры.
какое положение лучше занять модели? легче ответить какого не занимать. не занимать лучше статического положения прямо на камеру. а если добавить выстраданную улыбку, то в наилучшем случае это фото сможет занять почетное место в каком-нибудь документе. модель должна постоянно менять свое положение в кадре, а вы обязаны внимательно за этим всем следить, чтоб поймать тот самый подходящий момент. в принципе можно снимать и в статики, только при этом поза не должна быть статической. для этого вспомним правило диагоналей. как оно применимо в портрете? да очень просто! например, снимая модель, поверните ее в пол оборота к камере. если головной портрет, до достаточно поворота головы. в более полном потрете, используйте линии образованные наклоном туловища, а также руками и ногами. еще для композиции кадра не забывайте правило золотого сечения. при портретной съемке оно работает в большей степени, чем при любой другой. да и вообще постарайтесь оставить объекту съемки немного «жизненного пространства», дайте ему место для «движения». особенно это касается взгляда. взгляд в большинстве случаев на портрете играет чуть ли ни самую главную роль. поэтому уделите взгляду особое внимание. какой бы вы портрет не снимали, головной или ростовой, постарайтесь поставить акцент именно на взгляде. ведь взгляд – это самый красноречивый выразитель эмоций, души человека.
претендовать на однозначность и правильность вышеизложенного материала я не берусь, т.к. это мой подход к съемке, мой стиль. у вас – ваш. но я надеюсь на то, что что-то из моего опыта будет и вам полезным.

Коментарі

Популярні публікації