Жанр
Жанровая фотография – весьма распространенное явление в фотоискусстве. В чем же суть этого явления?
Жанр, как и многие другие направления фотосъемки, пришел из живописи. В фотографии, как и в живописи, основная суть в том, чтобы показать человека в его реальных жизненных обстоятельствах.
Жанровую съемку часто путают, отождествляют с репортажем. Но на самом деле, это два различных направления. В чем же различия? Разница заключается в самой сути снимка. Для жанровой фотографии сюжет строится вокруг человека. Его в кадре может и не быть, суть снимка должна говорить о том, что главный персонаж – человек. Немаловажной составляющей жанрового снимка является эмоциональная окраска. И неважно, какой сюжет изображен на фотографии, главное то, что он должен вызывать эмоции, при этом не имеет значения какие это эмоции. Пусть даже не все будет понятно, что автор хотел показать, но это должно вызывать у человека различные эмоции: радость, грусть, восторг, ужас, восхищение и т.д. Настоящий жанровый снимок обязательно должен оставить свой след в душе.
В репортажной съемке все происходит несколько иначе. Здесь основным сюжетом является событие. Документальность является основой документальной съемки. Что необходимо получить от освещения какого-либо события? Сухая, непредвзятая, объективная информация не искаженная взглядом репортера, на основании которой человек сделает свои собственные выводы о событии. Вот репортажный снимок и является тем освещением событий, о котором идет речь. Таким образом, репортажный снимок завязывается конкретно на событие, а человек может быть просто частью этого события. И при этом, ни в коем случае, нельзя забывать об объективность и информативность снимка.
Но бывают моменты, когда репортажный снимок вполне можно назвать жанровым. Например, снимок, на котором победители автогонок разбрызгивают шампанское. С одной стороны идет освещение события – победа в гонке. С другой, атмосфера победы в соревнованиях, и восторженное состояние самих победителей.
Но все зависит от того, как снять. К примеру, сюжет: бабушки торгующие семечками у метро. Ну, и что, что бабушки? И, что, что с семечками? И, что, что у метро? И что в этом такого, обычная картина, не правда ли? А вот если сделать хороший жанровый снимок, картина преображается: утомленная годами старушка, повидавшая немало на своем веку, вынуждена каждый день выходить к метро с надеждой заработать себе на кусок хлеба. Все зависит от подхода к съемке.
А подходить надо заблаговременно. Для получения оригинальных и красивых фотографий, надо постоянно с собой иметь камеру. Жанровая съемка – это не пейзажная, где можно вернуться на это же место, в это же время и получить тот снимок, который хотел. В жанре достаточно и секундного промедления чтобы упустить момент, и соответственно, удачный снимок. Потом, надо уметь находить с людьми язык, ведь основная цель кадра – человек. А далеко не всем может понравиться, что их на улице фотографирует посторонний человек. И, самое главное, желание! Если действительно очень захотеть, то все непременно получится. Правда, рассчитывать на удачный снимок с первого раза не стоит, но все зависит от практики и желания.
Теперь поговорим о технике выполнения кадра. Чем должен вооружиться жанровый фотограф? Компактные камеры в данном случае отбрасывать не стоит. У них есть свое немалое и неоспоримое преимущество – компактность. Согласитесь, что человек с маленькой камерой в руках на улице – обычное явление, к которому все давно привыкли. А вот прохожий с огромной зеркальной камерой, который к тому же целиться в вашу сторону не сможет не привлечь внимания. Компактная камера – удобно, но качество снимков с зеркальной камерой неоспоримо. Но все же, если снимать зеркальной камерой, обязательно необходимо позаботиться об объективе. Для жанровой съемки наилучшим вариантом будет телеобъектив с переменным фокусным расстоянием. Он дает возможность держаться от объекта съемки на расстоянии, особенно тогда, когда к объекту съемки сложно приблизится вплотную. Следует также добавить, что для жанровой съемки более характерными являются крупные планы, запечатлеть которые, предпочтительнее так же телеобъективом. А возможность зуммирования – весьма удобный инструмент, помогающий сделать съемку более оперативной.
Хорошо вооружившись, отправляйтесь на охоту. И пусть сопутствует вам удача!
Коментарі