основные рекомендации по композиции
композиция – это основа кадра, это сам кадр, это то, что на нем изображено. это то, что превращает скучное повествование в художественный шедевр. сказано громко, не спорю. но на самом деле от выбора правильной композиции зависит удачность кадра. неправильный ракурс съемки может привести к неправильной композиции, а это в свою очередь ухудшает снимок. с выбором экспозиции, положения камеры и др. можно немного ошибиться, т.к. это корректируется в Photoshop. композицию вы уже не исправите. так что к выбору композиции (компоновке кадра) надо подходить особо тщательно. попытаюсь сформулировать некоторые рекомендации на эту тему.
- ваша задумка должна быть очевидна. если вы не можете для себя сформулировать короткой фразой идею снимка, то те, кому вы его будете показывать, этого тем более сделать не смогут.
- все гениальное – просто. слышали эту фразу? думаю да. так вот, она здесь работает на все 100%. во-первых, не стоит нагружать фотографию лишними деталями, они будут только отвлекать внимание от главного объекта съемки. если вы считаете другие детали достойными внимания, то лучше сфотографируйте их отдельно. во-вторых, не надо сильно мудрствовать с тем, как пустить свет, с какой высоты снимать и др. но и забывать об этом не стоит. вместе с этим, слишком много вопросов, просто собьют вас с толку. таким образом теряется изначальная задумка кадра и вы все равно не получите тот результат, что хотели.
- выделяйте главное. как это сделать? путь первый – заполните объектом съемки весь кадр. не знаете как лучше сфотографировать? фотографируйте крупным планом. банально, просто, но весьма эффективно. таким образом все лишнее будет исключено (вытеснено) из кадра объектом съемки. второй путь – играйте на контрастности фона и объекта. яркий фон, темный объект и наоборот. так же, чтоб выделить объект, можно размыть фон. но при этом объект должен быть в фокусе. вообще всегда объект съемки должен быть в фокусе!
- не оставляйте на фотографиях много свободного пространства – это делает фотографию пустой. да, на ней не будет ничего лишнего, но будет неприятное чувство пустоты, которое будет портить снимок.
- пользуйтесь правилом третей. о нем пишут все, кто хоть как-то связан с фотографией. напомню, его суть в том, что вы мысленно делите кадр на три равные части - как по горизонтали, так и по вертикали. объект же съемки (то, на что особо акцентируете внимание) размещаете на пересечении двух линий. какие-нибудь вертикальные объекты – на вертикальных линиях, горизонтальные – на горизонтальных (например, линия горизонта). и вообще не стремитесь всегда к пропорциональности и симметрии (кроме случаев, когда это ваша художественная задумка). это приводит к статичности и скучности снимка.
- помните, что смысловой центр фотографии не всегда будет совпадать с геометрическим. не всегда стоит размещать объект по центру фотографии (опять же, статичность). например, движущийся объект лучше разместить на краю кадра, противоположном направлению движения. этим вы усилите эффект движения, укажете направление и дадите место для разгона.
может возникнуть проблема с экспозамером и точкой фокусировки. проблемы нет! сфокусируйте объект по центру (или где получится), зафиксируйте фокус (наполовину нажмите кнопку спуска затвора) и скадрируйте так, как считаете нужным.
- сделайте изображение объемным. в этом вам помогут диагонали, кривые и перспектива. изгиб реки, полоса забора, уходящая вдаль дорога… все это все усиливает динамику фотографии и ее объем. также линии можно использовать как указатель на смысловой центр снимка, они как бы ведут взгляд к нему. линиями, кроме каких-либо реальных физических линий, могут служить и «виртуальные». это могут быть и столбы, и деревья и люди, например, в очереди. они между собой не соединены, но мы их мысленно соединяем.
- часто рекомендуют делать естественное обрамление кадра, или самого объекта съемки. это можно сделать с помощью деревьев (их ветвей), кустов, природных изгибов рельефа, архитектурных сооружений… всем, что есть рядом. этим вы очень хорошо выделите объект и развеете скучность снимка.
здесь я привел основные рекомендации по построению композиции и которые можно встретить во многих книжках по фотографии. многие позиционируют их как правила. но на самом деле, это не является правилами. фотография – это творчество, это искусство. какие могут быть правила и ограничения… может ваш снимок кому-то покажется «неправильным», но это ваше виденье, это ваша идея, ваш стиль. поэтому воспринимайте все о чем пишут, сугубо как рекомендации, а не обязательное руководство по съемке.
- ваша задумка должна быть очевидна. если вы не можете для себя сформулировать короткой фразой идею снимка, то те, кому вы его будете показывать, этого тем более сделать не смогут.
- все гениальное – просто. слышали эту фразу? думаю да. так вот, она здесь работает на все 100%. во-первых, не стоит нагружать фотографию лишними деталями, они будут только отвлекать внимание от главного объекта съемки. если вы считаете другие детали достойными внимания, то лучше сфотографируйте их отдельно. во-вторых, не надо сильно мудрствовать с тем, как пустить свет, с какой высоты снимать и др. но и забывать об этом не стоит. вместе с этим, слишком много вопросов, просто собьют вас с толку. таким образом теряется изначальная задумка кадра и вы все равно не получите тот результат, что хотели.
- выделяйте главное. как это сделать? путь первый – заполните объектом съемки весь кадр. не знаете как лучше сфотографировать? фотографируйте крупным планом. банально, просто, но весьма эффективно. таким образом все лишнее будет исключено (вытеснено) из кадра объектом съемки. второй путь – играйте на контрастности фона и объекта. яркий фон, темный объект и наоборот. так же, чтоб выделить объект, можно размыть фон. но при этом объект должен быть в фокусе. вообще всегда объект съемки должен быть в фокусе!
- не оставляйте на фотографиях много свободного пространства – это делает фотографию пустой. да, на ней не будет ничего лишнего, но будет неприятное чувство пустоты, которое будет портить снимок.
- пользуйтесь правилом третей. о нем пишут все, кто хоть как-то связан с фотографией. напомню, его суть в том, что вы мысленно делите кадр на три равные части - как по горизонтали, так и по вертикали. объект же съемки (то, на что особо акцентируете внимание) размещаете на пересечении двух линий. какие-нибудь вертикальные объекты – на вертикальных линиях, горизонтальные – на горизонтальных (например, линия горизонта). и вообще не стремитесь всегда к пропорциональности и симметрии (кроме случаев, когда это ваша художественная задумка). это приводит к статичности и скучности снимка.
- помните, что смысловой центр фотографии не всегда будет совпадать с геометрическим. не всегда стоит размещать объект по центру фотографии (опять же, статичность). например, движущийся объект лучше разместить на краю кадра, противоположном направлению движения. этим вы усилите эффект движения, укажете направление и дадите место для разгона.
может возникнуть проблема с экспозамером и точкой фокусировки. проблемы нет! сфокусируйте объект по центру (или где получится), зафиксируйте фокус (наполовину нажмите кнопку спуска затвора) и скадрируйте так, как считаете нужным.
- сделайте изображение объемным. в этом вам помогут диагонали, кривые и перспектива. изгиб реки, полоса забора, уходящая вдаль дорога… все это все усиливает динамику фотографии и ее объем. также линии можно использовать как указатель на смысловой центр снимка, они как бы ведут взгляд к нему. линиями, кроме каких-либо реальных физических линий, могут служить и «виртуальные». это могут быть и столбы, и деревья и люди, например, в очереди. они между собой не соединены, но мы их мысленно соединяем.
- часто рекомендуют делать естественное обрамление кадра, или самого объекта съемки. это можно сделать с помощью деревьев (их ветвей), кустов, природных изгибов рельефа, архитектурных сооружений… всем, что есть рядом. этим вы очень хорошо выделите объект и развеете скучность снимка.
здесь я привел основные рекомендации по построению композиции и которые можно встретить во многих книжках по фотографии. многие позиционируют их как правила. но на самом деле, это не является правилами. фотография – это творчество, это искусство. какие могут быть правила и ограничения… может ваш снимок кому-то покажется «неправильным», но это ваше виденье, это ваша идея, ваш стиль. поэтому воспринимайте все о чем пишут, сугубо как рекомендации, а не обязательное руководство по съемке.
Коментарі