свет
свет – одна из главнейших составляющих фотографии. от света многое зависит, вплоть до самого смысла снимка, не говоря уже о его качестве и удачности. поэтому немного остановимся на этом вопросе и попытаемся разобраться.
вдаваться в тонкости, что такое световой поток и из чего он состоит не будем, т.к. это целый раздел физики, да и основным понятиям учили в школе. остановимся на специфике, относящейся непосредственно к фотографированию.
в переводе с греческого: фотография – рисование светом. как видим, даже в определении указано предназначение света. вообще функции, выполняемые светом в фотографии, можно разделить на два вида:
- художественная. ее суть как раз в «рисовании» светом, т.е. передачи объема, рельефа, пространства, структуры изображения.
- техническая, т.е. достаточная освещенность, проработка теней, световых пятен и прочее.
на практике эти две функции сильно пересекаются и отделять одну от другой будет неправильно.
освещение можно поделить на природное и искусственное. лучше всего природное освещение. это не только потому, что оно бесплатное. :) у природного освещения выше световая температура и более полный спектр. но искусственное освещение можно использовать где угодно, как угодно и когда угодно.
также освещение можно поделить на несколько групп:
моделирующий свет – используется для проявления рельефа, выявления сюжетно важной детали. его мощность не должна превышать мощности остального освещения, а также не должна нарушать пластику и контраст.
фронтальное освещение – наиболее привычное для глаз освещение, хотя особого художественного эффекта не дает.
боковое освещение – наилучшее для передачи объема и рельефа изображаемого объекта.
заполняющий свет – рассеянный или отраженный. устанавливается сверху и (или) сбоку, практически не дает тени и отличается мягкостью и равномерностью.
контровый свет – устанавливается сзади объекта съемки. Служит для подсвечивания деталей объекта сзади и создания различных эффектов.
фоновый свет – применяется для освещения фона.
дополнительный свет (подсветы) – служит дополнением к основному свету, исправляет его недочеты. устанавливается и применяется в зависимости от необходимости и художественного замысла.
что касается природного дневного освещения, то здесь следует учесть время суток и состояние неба. так, в безоблачную погоду света, на самом деле, проходит меньше, но при этом его яркость и интенсивность существенно больше, чем при облачности. облака же выступают в роли природного отражателя, тем самым рассеивая свет, делая его мягче. таким образом при облачности сглаживаются тени и смягчаются контрасты. не следует также забывать о природных наземных отражателях, таких как песок на пляже, поверхность воды (река, озеро, море), снег. при этом количество отраженного света может быть весьма велико, особенно в солнечный день. в таких случаях бленда на объектив будет весьма кстати.
теперь коснемся искусственного освещения. средства искусственного освещения могут быть разными, от свечи до специального осветительного оборудования. при этом необходимо учитывать то, что вы хотите показать. для этого необходимо учитывать световую температуру источника, интенсивность испускаемого света, угол падения света на объект, расстояние до него, и многое другое (все это творческие вопросы). что касается расстояния от источника света до объекта съемки, то тут существует закон обратных квадратов: относительная освещенность на любом радиальном расстоянии от точечного источника света обратно пропорциональна квадрату этого расстояния. проще говоря при увеличении расстояния в два раза освещенность уменьшается в четыре раза.
источники рассеянного света имеют свойства, отличные от свойств точечных источников,
особенно в тех случаях, когда они значительно больше освещаемого предмета и расположены на близком расстоянии от него. действие закона обратных квадратов ослабевает, освещенность предмета становится значительно более равномерной, а небольшие изменения расстояния от источника до предмета несущественно влияют на экспозицию.
вдаваться в тонкости, что такое световой поток и из чего он состоит не будем, т.к. это целый раздел физики, да и основным понятиям учили в школе. остановимся на специфике, относящейся непосредственно к фотографированию.
в переводе с греческого: фотография – рисование светом. как видим, даже в определении указано предназначение света. вообще функции, выполняемые светом в фотографии, можно разделить на два вида:
- художественная. ее суть как раз в «рисовании» светом, т.е. передачи объема, рельефа, пространства, структуры изображения.
- техническая, т.е. достаточная освещенность, проработка теней, световых пятен и прочее.
на практике эти две функции сильно пересекаются и отделять одну от другой будет неправильно.
освещение можно поделить на природное и искусственное. лучше всего природное освещение. это не только потому, что оно бесплатное. :) у природного освещения выше световая температура и более полный спектр. но искусственное освещение можно использовать где угодно, как угодно и когда угодно.
также освещение можно поделить на несколько групп:
моделирующий свет – используется для проявления рельефа, выявления сюжетно важной детали. его мощность не должна превышать мощности остального освещения, а также не должна нарушать пластику и контраст.
фронтальное освещение – наиболее привычное для глаз освещение, хотя особого художественного эффекта не дает.
боковое освещение – наилучшее для передачи объема и рельефа изображаемого объекта.
заполняющий свет – рассеянный или отраженный. устанавливается сверху и (или) сбоку, практически не дает тени и отличается мягкостью и равномерностью.
контровый свет – устанавливается сзади объекта съемки. Служит для подсвечивания деталей объекта сзади и создания различных эффектов.
фоновый свет – применяется для освещения фона.
дополнительный свет (подсветы) – служит дополнением к основному свету, исправляет его недочеты. устанавливается и применяется в зависимости от необходимости и художественного замысла.
что касается природного дневного освещения, то здесь следует учесть время суток и состояние неба. так, в безоблачную погоду света, на самом деле, проходит меньше, но при этом его яркость и интенсивность существенно больше, чем при облачности. облака же выступают в роли природного отражателя, тем самым рассеивая свет, делая его мягче. таким образом при облачности сглаживаются тени и смягчаются контрасты. не следует также забывать о природных наземных отражателях, таких как песок на пляже, поверхность воды (река, озеро, море), снег. при этом количество отраженного света может быть весьма велико, особенно в солнечный день. в таких случаях бленда на объектив будет весьма кстати.
теперь коснемся искусственного освещения. средства искусственного освещения могут быть разными, от свечи до специального осветительного оборудования. при этом необходимо учитывать то, что вы хотите показать. для этого необходимо учитывать световую температуру источника, интенсивность испускаемого света, угол падения света на объект, расстояние до него, и многое другое (все это творческие вопросы). что касается расстояния от источника света до объекта съемки, то тут существует закон обратных квадратов: относительная освещенность на любом радиальном расстоянии от точечного источника света обратно пропорциональна квадрату этого расстояния. проще говоря при увеличении расстояния в два раза освещенность уменьшается в четыре раза.
источники рассеянного света имеют свойства, отличные от свойств точечных источников,
особенно в тех случаях, когда они значительно больше освещаемого предмета и расположены на близком расстоянии от него. действие закона обратных квадратов ослабевает, освещенность предмета становится значительно более равномерной, а небольшие изменения расстояния от источника до предмета несущественно влияют на экспозицию.
Коментарі