время съемки и освещение
известно, что с течением времени дня меняется положение солнца по отношению к снимаемому объекту, а следовательно, и рисунок светотени. изменяются направление падения теней, их формы, контрасты, соотношения тонов в кадре, общая тональность изображения.
освещенности при сумеречном освещении очень невелики. но при этом небо становится достаточно ярким фоном для затемненных наземных предметов. так возникают силуэтные или полусилуэтные рисунки изображения, привлекающие своей собранностью в тоне, своеобразным строгим колоритом. период сумеречного освещения дает возможность получить низкую, темную тональность снимка, лаконичное и стройное изображение.
утренние и вечерние сумерки мало отличаются один от другого. и все же их световой рисунок неодинаков. существенное влияние на него оказывает состояние атмосферы. утром воздух чист и прозрачен, в ясную погоду чист и прозрачен небосвод. на снимке такое небо передается достаточно светлой тональностью. воздух в вечернее время больше задымлен и запылен, и силуэты наземных предметов тонут в полупрозрачной дымке. вечерний закат богат красками и часто сопровождается причудливым рисунком облаков, расцвеченных лучами солнца, уже скрывшегося за горизонтом. все эти обстоятельства вносят существенные изменения в световую картину, и красочный закат не повторяет впечатлений нежного утреннего восхода.
но вот солнце поднялось над горизонтом (или опустилось к горизонту). прежде всего, освещаются вертикальные поверхности, а горизонтальные все еще находятся в тени, теперь уже подсвеченной несколько большим количеством рассеянного света неба. возникает отчетливый светотеневой рисунок, образуются броские световые эффекты.
период данного освещения довольно короток. солнце поднимается над горизонтом и опускается к нему довольно быстро. контрасты светотени в период эффектного освещения относительно невысоки. путь солнечных лучей в атмосфере достаточно длинен, и, следовательно, количество рассеянного атмосферой света велико. тени получают хорошую подсветку. в то же время и прямые лучи солнца значительно ослабляются атмосферой. кроме того, утром и вечером над землей часто поднимается легкая туманная дымка, тоже смягчающая контрасты и входящая сама по себе выразительным компонентом в фотографическую картину.
нормальным мы называем освещение, чаще всего используемое в процессе съемок. когда солнце поднялось над горизонтом до 15 градусов, световая картина приобретает достаточно устойчивые характеристики и в течение долгого времени принципиальным изменениям не подвергается, вплоть до высоты стояния солнца 60 градусов. в течение всего этого времени на объекте имеется выразительная светотень, в достаточной мере смягченная рассеянным светом неба. тени постепенно становятся более короткими, но светотеневой рисунок остается живописным и выразительным, хорошо очерчивает объемы, выявляет фактуры и пространственные положения предметов и фигур.
при положении солнца в зените вести съемку сложно. прямой солнечный свет падает в это время на объект съемки почти вертикально, тени очень коротки, а их контрасты высоки. контрасты светотени при зенитном освещении возрастают в связи с тем, что путь солнечных лучей в атмосфере в это время относительно короток. в результате прямой солнечный свет мало ослабляется при прохождении воздушного слоя и создает на освещаемых поверхностях чрезвычайно высокие яркости. в то же время и поверхностях чрезвычайно высокие яркости. в то же время и количество рассеянного света снижается, поскольку на своем коротком пути в атмосфере световые лучи меньше подвергаются рассеянию. резко меняется баланс освещения вертикальных и горизонтальных поверхностей объекта. первые из них освещены значительно меньше, чем вторые. и снова возникают контрасты светового рисунка. само небо тоже приобретает повышенную яркость, и из-за белесоватого тона ее не удается снизить даже с помощью светофильтров. словом, при съемке в этот период времени трудно ожидать живописных снимков, и, если возможно, съемку лучше отложить.
по материалам: Дыко Л.П., Беседы о фотомастерстве, 2-е изд., переработ. и доп., М., "Искусство", 1977
освещенности при сумеречном освещении очень невелики. но при этом небо становится достаточно ярким фоном для затемненных наземных предметов. так возникают силуэтные или полусилуэтные рисунки изображения, привлекающие своей собранностью в тоне, своеобразным строгим колоритом. период сумеречного освещения дает возможность получить низкую, темную тональность снимка, лаконичное и стройное изображение.
утренние и вечерние сумерки мало отличаются один от другого. и все же их световой рисунок неодинаков. существенное влияние на него оказывает состояние атмосферы. утром воздух чист и прозрачен, в ясную погоду чист и прозрачен небосвод. на снимке такое небо передается достаточно светлой тональностью. воздух в вечернее время больше задымлен и запылен, и силуэты наземных предметов тонут в полупрозрачной дымке. вечерний закат богат красками и часто сопровождается причудливым рисунком облаков, расцвеченных лучами солнца, уже скрывшегося за горизонтом. все эти обстоятельства вносят существенные изменения в световую картину, и красочный закат не повторяет впечатлений нежного утреннего восхода.
но вот солнце поднялось над горизонтом (или опустилось к горизонту). прежде всего, освещаются вертикальные поверхности, а горизонтальные все еще находятся в тени, теперь уже подсвеченной несколько большим количеством рассеянного света неба. возникает отчетливый светотеневой рисунок, образуются броские световые эффекты.
период данного освещения довольно короток. солнце поднимается над горизонтом и опускается к нему довольно быстро. контрасты светотени в период эффектного освещения относительно невысоки. путь солнечных лучей в атмосфере достаточно длинен, и, следовательно, количество рассеянного атмосферой света велико. тени получают хорошую подсветку. в то же время и прямые лучи солнца значительно ослабляются атмосферой. кроме того, утром и вечером над землей часто поднимается легкая туманная дымка, тоже смягчающая контрасты и входящая сама по себе выразительным компонентом в фотографическую картину.
нормальным мы называем освещение, чаще всего используемое в процессе съемок. когда солнце поднялось над горизонтом до 15 градусов, световая картина приобретает достаточно устойчивые характеристики и в течение долгого времени принципиальным изменениям не подвергается, вплоть до высоты стояния солнца 60 градусов. в течение всего этого времени на объекте имеется выразительная светотень, в достаточной мере смягченная рассеянным светом неба. тени постепенно становятся более короткими, но светотеневой рисунок остается живописным и выразительным, хорошо очерчивает объемы, выявляет фактуры и пространственные положения предметов и фигур.
при положении солнца в зените вести съемку сложно. прямой солнечный свет падает в это время на объект съемки почти вертикально, тени очень коротки, а их контрасты высоки. контрасты светотени при зенитном освещении возрастают в связи с тем, что путь солнечных лучей в атмосфере в это время относительно короток. в результате прямой солнечный свет мало ослабляется при прохождении воздушного слоя и создает на освещаемых поверхностях чрезвычайно высокие яркости. в то же время и поверхностях чрезвычайно высокие яркости. в то же время и количество рассеянного света снижается, поскольку на своем коротком пути в атмосфере световые лучи меньше подвергаются рассеянию. резко меняется баланс освещения вертикальных и горизонтальных поверхностей объекта. первые из них освещены значительно меньше, чем вторые. и снова возникают контрасты светового рисунка. само небо тоже приобретает повышенную яркость, и из-за белесоватого тона ее не удается снизить даже с помощью светофильтров. словом, при съемке в этот период времени трудно ожидать живописных снимков, и, если возможно, съемку лучше отложить.
по материалам: Дыко Л.П., Беседы о фотомастерстве, 2-е изд., переработ. и доп., М., "Искусство", 1977
Коментарі